Схема метро в Москве: история и развитие

Метро — наиболее удобное и выгодное транспортное средство. Согласно статистике, его посещает 69% москвичей в возрасте от 16 лет. Пассажиропоток каждой ветки исчисляется сотнями тысяч, а на некоторых станциях доходит и до миллиона. Что нужно знать о Московском метрополитене, как он развивался и какие изменения ему только предстоит пройти?

Развитие Московского метрополитена

Московское метро является исторически первым и крупнейшим метро на постсоветском пространстве. Оно находится на 6 месте в мировом рейтинге интенсивности использования общественного транспорта и ежедневно обслуживает около 9 миллионов человек. Но с чего же все началось?

История метрополитена уходит корнями в 1875 год. Именно в этот период создали первые проекты и планировки, но они так и не были реализованы. Минимум 5 проектов, в том числе и с привлечением заграничных инвестиций, были закрыты из-за нехватки материальных средств, проблем с дорожным полотном или политической ситуацией в стране. Дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1931 году при советской власти. Количество рабочего населения постепенно росло, а транспортная обстановка в городе была максимально натянута. Чтобы снизить нагрузку на трамваи, было решено заняться строительством метрополитена.

Схема метро в Москве: история и развитие

В 1933 году технический проект утвердили, а уже 15 мая 1935 года была открыта первая линия. Она шла от станции «Сокольники» до «Парк культуры», с ответвлением на «Смоленскую». Пусковой комплекс состоял из 13 станций, 12 составов и всего 11 километров трассы.

Интересно. Первым пассажиром метро стал Петр Николаевич Латышев — герой труда, работавший на заводе «Красный пролетарий». Именно он купил билет №1 серии «А».

В марте 1954 года была построена Кольцевая линия. Она связала основные железнодорожные вокзалы столицы и 12 станций метро. Всего в этот период было запущено 49 станций, а к 61 году они были оснащены турникетами для входа пассажиров. С 1950 до 90-х годов строительство метрополитена приобрело небывалый размах. Ветки связывали жилые районы с центром города, доставляли пассажиров не только на работу или учебу, но в музеи, кино, на стадионы и концертные залы. Метро стало важной частью общественной жизни, а его управление было передано специальному министерству.

Спуск в метро

Современная система метрополитена состоит из 14 линий и 215 станций, общей протяженностью 364,9 км. в двухпутном исчислении.

Вот несколько интересных фактов о наиболее востребованном виде общественного транспорта:

  1. Первые билеты на метро были действительны в течение 35 минут.
  2. 16 октября 1941 года в день паники и массового бегства из Москвы метро не было открыто. Это был единственный день в истории, когда система метрополитена не работала.
  3. Станции во время движения поездов к центру столицы объявляют мужским голосом, во время движения от центра голос сменяется женским. На Кольцевой ветке при движении по часовой стрелке можно услышать мужской голос, а при движении против — женский.
  4. Глубина некоторых станций настолько велика, что атмосферное давление на платформе и входе в метро может отличаться на 6 мм. ртутного столба.
  5. До 70-х годов на платформах стояли обычные мусорные урны. Позже их убрали из соображений безопасности.
  6. В облицовке некоторых станций можно рассмотреть древние окаменелости вроде морских ежей, лилий и моллюсков.
  7. В метро было три крупных потопа — в 1984, 2001 и 2003 годах. Это происходило из-за прорыва воды из пруда в тоннели.
  8. Современное метро пахнет металлоломом. Запах появляется из-за образования стружки во время торможения поезда. Раньше специфический запах вагонов был вызван креозотом. Это специальное вещество для защиты деревянных конструкций от гниения.

По каким принципам строится метро?

Первым делом выбирают место расположения новой станции или ветки. Приоритетными являются отдаленные районы Москвы, поскольку столице необходима качественная транспортная развязка на всех уровнях. Предварительно учитывается численность населения района, количество жилья, которое уже построено или будет построено в будущем, промышленные предприятия, офисные центры и бизнес-кластеры. Чем выше показатели по каждому из этих пунктов, тем выше вероятность открытия новой станции. Чаще всего их строят в точке наиболее плотного движения автомобилей, чтобы разгрузить трафик.

Как только расположение будущей станции определено, начинается сбор информации для разработки плана, обоснования проектов, рабочей документации и прочего. Специалисты оценивают геологические, экологические и геофизические факторы, которые могут повлиять на ход строительства. Если все показатели в норме, начинается этап проектирования.

На этапе проектирования определяют глубину заложения, особенности конструкций и способ передвижения в подземных тоннелях. Проект охватывает мельчайшие детали будущей постройки, чтобы грамотно интегрировать ее в уже устоявшуюся структуру города. Метрополитен не должен повредить архитектурные памятники, парки, скверы, фундаменты жилых помещений. Как только все нюансы оговорены, бюджет составлен, а рабочие наняты, приступают к строительству.

Глубина залегания станции, а значит и основной участок для строительства, зависит от объектов, расположенных на поверхности. Например, под уличными магистралями метро можно «спрятать» на глубину менее 20 метров. Это наиболее экономичный и выгодный для бюджета вариант, который применяют на большей части новых станций. Если же на поверхности располагаются жилые дома или важные исторические объекты — глубину придется значительно увеличить.

Следующий важный этап — установка эскалаторов и системы коммуникации. Их монтируют параллельно с прокладкой тоннеля. Завершающая стадия строительства — внутреннее оформление. Для каждой станции метрополитена разработано особое архитектурное и дизайнерское решение. 44 станции признаны объектом культурного наследия, а более 40 — памятниками архитектуры.

Карта метро Москвы в 2018

Витиеватая карта московского метро была составлена студией Артемия Лебедева. Проект разрабатывался с 2006 по 2010 год. В новой схеме были учтены и советы дизайнеров, и пожелания пассажиров, что помогло сделать карту максимально удобной и гармоничной. Лебедевская схема используется до сегодняшнего дня. Она существует в несколько вариантах и форматах — в печатном и электронном виде, с указанием рек, автомобильных дорог, координатной сетки и без них. Также пассажирам доступна вариация карты со всеми станциями, которые строятся сейчас или запланированы на десятки лет вперед.

Карта метро Москвы в 2018

Важно: карта регулярно обновляется в соответствии с открытием новых станций. Советуем предварительно изучить схему метрополитена, чтобы легко ориентироваться в двух сотнях уникальных конструкций.

Предлагаем сравнить карту современного метро со схемой 1968 года:

Карта метро со схемой 1968 года

Как будет выглядеть метрополитен в 2020 году?

Перспектива расширения метро к 2020 году включает постройку 78 станций и 160 километров линий. 93% всего населения получат пешую доступность к метро, что значительно сократит время на дорогу и поднимет ценность жилых помещений. Третья пересадочная линия соединит новые участки «Каширская»-«Текстильщики» и «Сокольники»-«Марьина Роща», работы на которых будут закончены к 2019 году. В целом, программа развития должна немного разгрузить метро, сделав его максимально комфортным для пассажиров.

Карта метрополитена в 2020 году

Развитие метро Москвы до 2030 года

В государственных программах уже появились планы на строительство метро к 2025 году. Следует отметить, что масштабы проектов становятся все больше, но насколько реально их воплощение? К 2025 году планируется построить более 650 километров нового полотна. В эксплуатацию введут 6 новых станций и 1 ветку, которая пройдет от «Шелепихи» до Международного финансового центра в Красногорске. Калининско-Солнцевскую линию хотят провести к аэропорту, а Коммунаровскую и вовсе вывести за пределы столицы и протянуть в область.

Проект все еще находится в разработке, но уже поражает амбициозностью и бюджетными затратами. Говорить о перспективах развития к 2030 году пока что рано. Все будущие планы и схемы напрямую зависят от реализации программы 2020 года и ее результатов. Планы по открытию и продлению веток будут меняться еще много раз, поэтому остается только ждать.

Препятствия на пути расширения метрополитена

Этапы расширения Московского метрополитена закреплены в государственной программе «Развития транспортной системы». Программа охватывает период с 2012 по 2020 год. На ее финансирование выделен 1,308 трлн руб. (1,263 трлн руб. — резерв городского бюджета, 45 млрд руб. — средства инвесторов).

Несмотря на четко прописанные даты, перспективы строительства, количество станций, которые необходимо открыть к 2020 году, сроки сдачи объектов регулярно срываются. Из-за этого растут траты на строительство, что приводит к большой экономической яме и значительно затягивает процесс.

Строительство метрополитена

Давайте сравним планы, указанные в государственной программе, с действительностью. К 2020 году в Москве должно быть открыто 78 новых станций и построено более 160 километров полотна. К сожалению, реальные темпы строительства серьезно уступают заявленным. С 2011 по 2017 год было построено всего 25 станций и около 50 километров линий. К концу 2017 года в столице должны были сдать 19 новых станций. Вместо этого в эксплуатацию запустили всего 4.

Сокращение трат на проектирование и строительство также потерпело неудачу. Вместо выделенных 465,6 млрд руб. пришлось потратить 900 млрд руб. С каждым годом сумма увеличивается и уже к 2018 перевалила за 1,38 трлн руб., что на 25% выше первоначальной суммы.