Московский метрополитен: время открытия и правила пользования

Для жителей больших городов поездка на метрополитене — один из самых удобных способов быстро и без пробок добраться в нужный район. В отличие от наземного транспорта, метро более удобно для перемещения, так как поезда ходят строго по расписанию, а преодоление даже длинных расстояний займёт в несколько раз меньше времени, чем путешествие на маршрутных такси или электротранспорте.

В одной из крупнейших столиц в мире, в Москве, метро функционирует с мая 1935 года.

Расписание Московского метрополитена

Открытие веток метро в Москве происходит в 5:30 утра, хотя на некоторых станциях есть таблички, указывающие, что работа начинается с 5:35 или ещё несколько позже. В таком случае, станция открывается чётко в указанное время, и ни минутой ранее, независимо от объёма пассажиропотока. Время закрытия московского метрополитена, согласно информации на официальном сайте — час ночи.

Таким образом, все ветки московского метрополитена работают по практически одинаковому графику. В некоторых других городах разные ветки метрополитена открываются и закрываются в разное время, как, например, в Санкт-Петербурге.

Расписание Московского метрополитена

Берегись — час пик!

Что такое час-пик известно любому городскому жителю. Этим понятием обозначается временной промежуток, когда в общественном транспорте появляется крупный наплыв людей. Переполненный наземный транспорт и личные автомобили обычно стоят в это время в пробках, а вагоны метрополитена забиты пассажирами.

Большинство организаций, компаний, учреждений и учебных заведений начинают свою работу в 9 утра, реже — в 8 или 10 часов утра по будним дням. Начиная с 6 часов утра в метрополитене постепенно увеличивается пассажиропоток. Часы с 8 до 9:30 считаются самыми напряжёнными по количеству пассажиров, поэтому тем людям, у кого нет острой необходимости пользоваться общественным транспортом именно в это время, лучше отложить свои перемещения хотя бы до 10 утра.

Вечерний наплыв начинается примерно с 16:30, когда в метро появляется большое количество студентов, едущих после занятий. С 17 и до 19 часов, в среднем, длится второй час-пик за день. После 19 часов в метро становится несколько свободнее.

В будние дни относительно спокойное время для поездки — до 7 утра, период с 11 до 16 часов, и время после 20 часов. В выходные и праздничные дни прирост потока пассажиров отмечается утром в субботу и вечером в воскресенье, в остальное время поездка может быть вполне комфортной.

Берегись - час пик!

Интервал движения поездов

Интервал движения — понятие, актуальное для любого вида транспорта. Им обозначают временной промежуток, который длится между прохождением одного и того же маршрута трамвая, троллейбуса, или же поезда метрополитена на одной ветке.

В метро отследить интервал между поездами одной линии очень просто — обычно на станциях есть специальные табло, которые отображают основную информацию по конкретному маршруту, текущее время, а также длительность ожидания прибытия поезда в минутах. Начало отсчёта интервала происходит с момента, когда первый вагон отходящего поезда метро входит в туннель на пути к следующей станции. Когда следующий поезд оказывается на этом же месте, происходит сброс текущего интервала, и начинается отсчёт следующего — такая схема разработана, чтобы машинисты понимали, как давно уехал поезд перед ними.

График движения составов метрополитена отличается на каждой линии, но обычно интервал движения не превышает 7 минут. Наиболее длительные промежутки ожидания пассажиры замечают во время открытия и закрытия линий — с 5:35 и до половины 7 утра, а вечером — с 23 часов до часу ночи.

На час-пик приходятся самые короткие интервалы — чтобы справиться с возросшим пассажиропотоком, составы курсируют, в среднем, каждую одну-две минуты. Во время обеда промежуток ожидания составляет около 3 минут.

Интервал движения поездов

Работа метро в праздничные дни

Кроме обычного режима работы метро, существует также особый график функционирования подземки — он вступает в силу, если в конкретный день планируется большое количество пассажиров, которым нужно перемещаться по городу, например, глубокой ночью, или в нетипичное время, в отличие от нормального расписания работы транспорта. Круглосуточная работа метро в Москве не предусмотрена даже для праздничных дней, однако во время массовых праздников, например, на Пасху, Крещение и Новый год, поезда в метро курсируют на час дольше — до 2 часов ночи. Время открытия при этом не меняется — станции открываются, начиная с 5:30 утра.

Режим работы метро в праздничные дни

Зачем закрывают метро на ночь?

Закрытие всех линий и станций подземки происходит в одно время — в 1:00. Эту информацию нужно учитывать тем людям, кому нужно проехать длительное расстояние, например, от Митино до Выхино — в таком случае нужно рассчитать для путешествия хотя бы полтора часа, не забывая о том, что после 23 часов интервалы хождения поездов увеличиваются.

К ночным поездкам в подземке вообще стоит относиться осторожно, в первую очередь, из-за так называемых ночных расстановок — это значит, что поезд может стать на «ночёвку», не доехав до нужной пассажиру станции. В таком случае неудачливому путешественнику нужно будет подняться на поверхность и воспользоваться услугами такси, либо идти домой пешком.

Чтобы приблизительно рассчитать время предстоящей поездки, можно воспользоваться картой метрополитена. В среднем, расстояние между станциями поезд преодолевает за 4 минуты, вместе с переходами. Стоит также прикинуть дополнительное время на остановки в тоннеле, время стоянки и просто про запас.

Почему подземка не может работать круглосуточно даже в праздничные дни, и начинает функционировать всегда не ранее 5:30? Дело в том, что даже ночью, когда метрополитен закрывается для пассажиров, он не прекращает работать. Однако ночь — время не для обслуживания пассажиропотока, а для технических работ, ремонта и чистки.

Ежедневный пассажиропоток московского метрополитена составляет примерно 6 миллионов человек. По сути, ночь — единственное время, когда работники метро имеют возможность проверить состояние всех рабочих элементов сложной системы, в том числе, путей, контактов, вагонов, электрических кабелей, эскалаторов.

После того как последние посетители покинут метро, сотрудники подземки отключают эскалаторы и основные электрические сети, оставляя только специальный свет для персонала. С контактного рельса отключается напряжение сети, все станции и тоннели моются, производится необходимый ремонт и профилактика. Ведь для того, чтобы днём вся система чётко функционировала без простоев и аварий, ночью все процессы должны быть идеально отлажены.

С двух часов ночи в подземке начинается рабочая смена персонала:

  • машинистов;
  • уборщиков;
  • технических контроллёров;
  • ремонтников и инженеров.

Всего в московском метро работает около 10 тысяч человек.

Уборка вагонов и путей происходит вручную и специальными машинами, моющими пылесосами. Поезда проходят процедуру мойки в специальных моечных комплексах, напоминающих автомобильные мойки. Ручная уборка внутри вагонов сочетается с дезинфекцией специальными растворами, а также ультрафиолетом. Составы, которые нуждаются в ремонте или профилактике, отправляют на технический осмотр.

В тоннелях, которые простираются на много километров, в это время курсирует специальный поезд, так называемая «брызгалка». Со скоростью 5-10 километров в час поезд разбрызгивает поток воды веером, чтобы смыть грязь, пыль и мусор с путей. Любые посторонние элементы могут послужить причиной появления пожара в туннеле, поэтому от них необходимо избавляться. Во время чистки тоннели полностью обесточиваются, чтобы нигде не произошло замыкание или возгорание.

Пути и коммуникации тоже подвергаются тщательной проверке. Ширина колеи, с точностью до десятых долей миллиметра, измеряется специальной машиной. В случае обнаружения отклонений от нормы, колею в срочном порядке ремонтируют. Любые неполадки на путях грозят сходом состава с рельсов на скорости. Кроме того, рельсы проверяют ультразвуком, чтобы обнаружить наличие трещин.

Ремонтные работы метрополитена

Советы по передвижению в метро

Основные правила и требования по использованию этого вида транспорта обычно оглашаются диктором — их могут слышать люди, которые перемещаются на эскалаторах. На каждой станции оборудованы борды и объявления с правилами.

Категорически не рекомендуется фото- и видеосъёмка головного вагона, где сидит машинист, со вспышкой — так можно незначительно или сильно ослепить главного человека во всём подвижном составе, от чьего зрения зависят жизни сотен его пассажиров.

Второе правило — не задерживать движение поезда. Если над дверьми зажглись красные огни, и слышен предупреждающий звуковой сигнал, значит, они закрываются, протискиваться и пробиваться в них нельзя. Просто подождите следующий поезд. Такое поведение пассажиров обычно приводит к задержкам поездов на линии, из-за чего другим машинистам приходится останавливать машину в тоннеле, пропуская впереди идущего.

Кроме того, нельзя ходить по неработающему эскалатору, пытаться провезти громоздкие багажи, велосипеды, оружие и легковоспламеняющиеся предметы. Запрещено курить и употреблять алкоголь.

Провозимый багаж можно размещать только на полу вагона, при этом он не должен пачкать окружающих или источать зловонные запахи.

Советы по передвижению в метро

Метрополитен в Москве — сложная транспортная система, которая в день перевозит население 6 городов-миллионников. Для каждого пассажира основные правила, схема и график работы метро — необходимая информация, которая даёт возможность успешно пользоваться этим видом транспорта.